УЧЕБНИК
ВВЕДЕНИЕ В МЕТАКОСМОЛОГИЮ

Природа и Творения

Религия фактур -- тема особого порядка, но пока что никем не относимая к разряду принципиальных или основополагающих. Поэтому для начала неплохо было бы определить, что именно здесь будет пониматься под словом "религия". В 4-й Книге Искусств существует несколько противоречивых критериев на каждый случай... В каждой фактуре можно выявить кое-что из проявлений внимания к тому, что сильно и необъяснимо -- это отнюдь не бонтуанское изобретение. Начнем определяться с того, что ближе к нам: религия -- это предполагаемое наличие некой необъяснимой действующей либо присутствующей субстанции, имеющей влияние на что-то, проявление в чем-то. Далее возможны варианты: это суррогат дремучего сознания; это направление интуитивного познания; это область особого искусства восприятия неизвестного. Это может быть достоянием группы существ (людей) или одного. Это может быть объектом веры и культа, либо неприязни и соперничества, даже конкуренции. Эта субстанция в своих проявлениях может быть разноликой, а может иметь характеристику "ничто из ничего", как, впрочем, может и отсутствовать, -- такие фактуры называют "нейтральными". Обычно это искусственные образования с начала второй ступени (по Дуйлю). Им свойственна некоторая заторможенность развития с ярко выраженным интересом к самопознанию или сходство с колонией гуминомов.

По религиозным направлениям и особенностям, перечисленным в 4-й Книге Искусств, существует несколько способов классификации ранних фактур (бонтуанские фактуры в эту систему не входят), и по качеству религиозности довольно четко вычисляются их перспективы. В той же самой 4-й Книге содержится еще одна любопытная вещь, -- описание естественных фактур, к которым ни один признак религиозности не подходит и которые, тем не менее, успешно существуют. Кроме того, эти цивилизации имеют одну общую характерную особенность -- после вхождения в Ареал они никогда не оставляют за собой "фактурных хвостов", что, в принципе, явление редкое. То есть этой цивилизации на уровне фактуры больше не существует никогда и нигде. Посредники -- одна из таких цивилизаций. Почему 4-я Книга считает, что посредники обошлись без религиозных тенденций и не оставили "хвостов" -- вопрос сложный. С точки зрения некоторых авторов Книги, бонтуанцы со своими "хвостами" никакого отношения к этой цивилизации не имеют. Но с точки зрения сочинителя, выращенного в бонтуанской фактуре, это в корне не так и сочинитель по-своему прав.

Но если с "фактурными хвостами" посредников все более-менее очевидно: на нет и спроса нет, то религия посредников -- вопрос куда более интересный. Она действительно слабо вписывается в стандартные критерии, поэтому скорее похожа на философское мировоззрение (это уже из области того, что 4-й Книге могло быть неизвестно): существовал некогда давно забытый термин -- "религия богов". Ни в коем случае не потому, что она являлась таковой на самом деле, а исключительно ради того, чтобы это словосочетание получше бесило бонтуанцев во времена их Великих Аритаборских разборок. Это была попытка этического творчества посредников, заведомо притянутая за уши, но свою миссию она выполняла блестяще -- бонтуанцы были взбешены. Особенно от ее противопоставления "религии защиты", и уж чрезмерно оттого, что плоды "религии богов" каким-то образом стали просачиваться в фактуры и так основательно в них въедались, что все старания бонтуанцев были обращены в полный маразм. Именно из этого маразма и произошло так называемое "древесничество", то самое пуленепробиваемое "древесничество" с жесткими канонами и, в высшей степени, гениальной логикой, способной покалечить даже самую перспективную фактуру. Она стала главным оружием против так называемых "мистических эпидемий" -- влияния на обитателей фактур некоторых проявлений многомиллионнолетней цивилизации посредников. Переварить эти влияния фактуриалам не позволял ни исторический опыт, ни возможности интеллекта. Этому влиянию с самого начала не суждено было перерасти во что-то подобное посреднической протофактуре, поэтому все последующие проявления "древесничества" на территории, зараженной "мистической эпидемией", были похожи на борьбу с ветряными мельницами. Но и это еще не все: зараженные фактуры, не сумевшие самостоятельно удержать баланс между этими двумя "эпидемиями", были выброшены бонтуанскими фактурологами на произвол судьбы, и участь их оказалась незавидной. В пример можно привести хотя бы первую цивилизацию Акруса, которая по хронологии попадает именно в постаритаборский период.

"... великое природное равновесие касается и глупости. Тот, кого перевалило на один край весов, должен смириться с тем, кто находится на противоположном. Иначе -- не долго ему быть на краю..."

Из архива Бонтуанских хроник:
каноны "религии богов" (кстати,
изрядно адаптированные).

В свое время оба термина были забыты в знак обоюдного примирения, но то, что существовало у посредников во времена раскола в качестве религиозной модели, лично мне представляется очень любопытным, несмотря на то, что это было искусственное образование, не повлиявшее на саму цивилизацию.

Суть модели, вкратце, сводится к Природе и Творениям, где Природа -- аналог единого творящего и сообразующего абсолюта, а Творения -- это, грубо говоря, все остальное... Тот материал, (Естество), который наделен особым талантом -- управлять рукою творца, а не безропотно подчиняться его воле. Здесь у посредников свои лингвистические заморочки: Творение -- вовсе не означает "слеплен по образу и подобию такому-то..."; мертвого материала в природе существовать не может, может существовать лишь способность "не увидеть" в куске мокрой глины ее будущих пластических комбинаций или нежелание "увидеть". Только глупый гончар может быть абсолютно уверен в том, что горшок -- есть исключительно заслуга его пальцев. Творчество же посредников подразумевает взаимный процесс Природы и Творений.

"Весь ощущаемый, предполагаемый и вычисляемый нами мир (с учетом наших ограниченных и опосредованных возможностей восприятия) -- есть законченный логический пласт, отрезок творящей и сообразующей Сути Природы с равно неизвестными "х" в начале и в конце своего пути".

Из тех же "канонов".

Фактически, это производное образование от религиозной модели, описанной в начале главы. Она и послужила причиной того, что 4-я Книга не считает религией попытки посредников морально досадить бонтуанцам, которые в этой области являются непререкаемым авторитетом.

"Природа, в своей сути, нерасчленима на противоположные начала. Она существует лишь в равновесии их, как начало мира, расходящееся бесконечно долго во всех направлениях".

Там же.

Природа посредников имеет множества и подмножества пластов восприятия. Никому не известно, сколько их на самом деле. Тот реальный мир, который мы ощущаем, просчитываем или предполагаем (от свернутых-развернутых структур бесконечного множества "ареалов" до скрытого менталитета одного отдельно взятого посредника), -- это всего лишь один логически законченный пласт, "отрезок" Природы, в котором четко просматривается ее модель с бесконечно повторяющими друг друга формами и четко ограниченными пределами с обоих краев "отрезка". Творение одного пласта, казалось бы, не имеет возможность выйти за этот край -- тем он и отличается от Природы; так же, как Природа лишена возможности нарушить свой собственный внутренний мир -- тем она и отличается от Творения. Однако чем характерны посредники и чем они, кроме своих "начал наук", снискали в Ареале особую симпатию, -- это тем, что слово "невозможно" в их языке отсутствует как смысловая единица, разве что, как лишенное смысла ругательство. И, как только посредник оказывается прижат к какой-либо непробиваемой стене своим посредническим самолюбием, он способен сорваться с любых тормозов, лишь бы проломить эту стену. Эта черта, разумеется, пагубно повлияла на, если так можно выразиться, их количество, но качество сохранялось и культивировалось веками. В результате, психика этих существ оказалась устроена таким образом, что больше всего на свете они ощущают дискомфорт в состоянии "недопонимания", а состояние самообмана способно физически их уничтожить.

"Творение наследует деятельное начало Природы и вправе считать себя зеркально равнозначной Природе субстанцией. Вторичность Творения позволяет ему воспользоваться эволюционным приоритетом над субстанцией первотворящей".

Там же.

Итак, найдя-таки способ увязать между собой гипотетически предполагаемые и не предполагаемые отрезки Природы, посредники, первым делом, перестали издеваться над бонтуанцами и пошли на мировую с ними; вторым делом -- поставили крест на своих физико-философско-теистических моделях и больше никогда к ним не возвращались (соответственно, все предшествующее содержание главы логично было бы перечеркнуть); третьим делом -- превратились в одну из самых миролюбивых цивилизаций Ареала, спокойную до абсолютного равнодушия ко всему и вся.

С этого момента истории ни сама цивилизация, ни отдельные ее представители не были замечены ни в каком проявлении, не то что агрессии... просто не были замечены. Цивилизация будто растворилась в небытии, из которого извлечь ее могли лишь существа, действительно нуждающиеся в ее участии, и... бонтуанцы, время от времени заявляющие свои права на Аритабор. С каждым циклом поколений эти "заявления прав" становятся все более изощренными и все менее эффективными.

К сути "увязывания отрезков" мы еще вернемся не раз. Кстати, сами теоретические принципы этой системы, назову ее "мировидение" (или теория пробивания барьера в возможностях познания), прошлись рикошетом и по бонтуанцам. Они оказались в состоянии вникнуть в суть теории, но также сумели отнестись к ней равнодушно. Однако! В одном из бонтуанских трактатов (для внутреннего пользования), посвященном влияниям в фактурах и не ставшем достоянием 4-ой Книги Искусств, содержится любопытная прогностическая информация, похожая на исследования всех направлений воинствующего нигилизма. Трактат интересен тем, что с помощью вышеупомянутой теории объясняет многие фактурные тупики и перекосы развития. В частности, перенаселенность бонтуанских фактур; растянутость во времени некоторых элементарных циклов; психические эпидемии самоконтролируемости и много чего еще. Но не стоило бы начинать об этом речь, если бы ни одно упоминание вскользь об экспериментах фактуры с ядерной энергетикой. Речь не могла идти конкретно о Земле, поскольку хронологически на ней не наступило еще и каменного века. Но ситуация ядерного противостояния моделируется почти как с образца 80-х и вот что интереснее всего: небольшая ядерная перестрелка, по мнению этих информатек, не только не означает конца цивилизации, а напротив, означает ее ускоренный и относительно безболезненный переход на следующий цикл развития. Природные последствия этой заварушки должны стимулировать оставшуюся цивилизацию как набор витаминов и мутировать "на развитие" ее скрытых возможностей. Но коль скоро фактура предпочитает сохранить численность своего разумного "поголовья" в ущерб его качеству -- пристальный интерес к ней в ближайшем будущем не целесообразен. В тех же информатеках (на основе той же теории), содержатся интересные соображения о психологии "древесничества", ориентирующей на самосохранение, которое признано одним из главных тормозов фактурных цивилизаций. В то время, как тактика "самопоедания", неоправданного риска и эксперимента над собой дают шанс успешно прорвать "бонтуанскую оболочку". Природу такого самосохранения творит так называемая "этика перенаселения". Эта теория сильно отличается от смысла аналогичного набора слов здесь -- местные гуманитарные науки имеют другие критерии и я, честно говоря, не знаю, возможен ли взаимопереход.

"Суть Природы не требует к себе участие Творений и любой вторичный символ Природы -- есть начало заблуждения, а любое утверждение неоспоримой истины -- начало логического тупика".

Там же.

В оригинале же посредников этот фрагмент звучал куда более конкретно:

"Унизив себя -- не возвысишь своего создателя.
Нужен ли Бог, превративший тебя в ничтожество?
Или мы -- зеркальное отражение его сути?
Или творец недостаточно велик, что нуждается в нашем душепоклонстве?
А может быть, это мы слепили его по своему образу и подобию?"

Смысл первичности-вторичности в модели "Природа и Творения" до конца мне так и не ясен. Зато я имею представление о том, как посредники решают причинно-следственные головоломки... "о курице и яйце". Примерно это выглядит так: сначала жила-была курица, которая размножалась черенками, клубеньками или метанием икры, пока не поняла, что яйцо для нее -- вариант наиболее оптимальный. Или же жило-было яйцо, которое отложил некто, ничем на курицу не похожий, для своих личных нужд, суть которых куриными мозгами не понять. Но, подумав, решил, что в интересах экономии сил и в целях вселенского разделения труда проще будет кладку яиц в дальнейшем перепоручить тому, кто из этого яйца вылупится.

Эти издевательские словоблудия, естественно, не выходят за рамки модели и вообще, это уже мой личный творческий вклад. На самом же деле, причинно-следственные, как, впрочем, и все остальные головоломки, очищенные от абстрактного словесного фокусничества, посредниками решаются просто: если решения проблемы нет -- надо взглянуть на нее из другой плоскости. Но это уже увертюра к "пробиванию стен", которое в этом фрагменте не рассматривается.

"Мы, называющие себя посредниками, после тщетного долготерпения и демонстрации беспрецедентной выдержки, которой, в конце концов, наступает конец, пристрастно изучили суть нападок наших бонтуанствующих собратьев и пришли к выводу, что большинство из них лишено малейшего здравого смысла. Но, отдавая дань вежливости оппонента, мы не можем продолжать молчание и считаем возможным ответить первым и единственным "постулатом истины" безо всякой надежды, что он когда-нибудь пойдет бонтуанцам на пользу: "Дар поиска истины -- есть величайшая глупость, дарованная природой разумному существу. Истина -- есть направления поисков, которые где-нибудь да пересекутся. Ищите пересечения. Большего нам не дано".
Из тех же архивов.
Используются технологии uCoz